"Дневник не психиатра"
Привет
Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
BeOn
Ещё…↓вниз
Отключить дизайн


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Получи свой дневник!

"Дневник не психиатра"Перейти на страницу: « предыдущуюПредыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | следующуюСледующая »


четверг, 22 февраля 2018 г.
Решение проблем Штeйн 10:38:18
"...При решении проблем человек использует свое эго-состояние Взрослый. Заключает договор (контракт) с самим собой об изменении мыслей, чувств и поведения. Например: «С сегодняшнего дня я не курю». Контракт включает в себя решение измениться, ясно сформулированную цель, возможность и условия выполнения договора. Воля и целеустремленность,­ которые относятся к наиболее важным инструментам Взрослого, помогают его реализовать. Контракт должен заключаться с участием всех эго-состояний. При этом оговаривается согласие и доля участия каждого эго-состояния. Взрослое эго-состояние позволяет человеку понять необходимость изменений, заключить с самим собой соответствующий договор, организовать и проконтролировать работу и, при необходимости, скорректировать условия и формулировки контракта. А после его выполнения — и поощрить, и наградить себя за достигнутый успех."

Категории: Транзактный анализ, Помнить
Прoкoммeнтировaть
Штeйн 09:37:34
Запись только для зарегистрированных пользователей.
четверг, 15 февраля 2018 г.
Augen Auf Штeйн 22:04:59
По углам, по углам - все должны спрятаться!
По углам, по углам - все должны спрятаться!

Снова я сижу в засаде,
Мы играем в ту игру.
Мне стоять всегда у стенки -
Победить я вновь смогу.

Вдох и выдох четко слышу.
Ощущаю весь твой страх.
Сложно ждать тебя долго -
Твои нужды не в грехах.

По углам, по углам - все должны спрятаться!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Открой глаза - иду я!
Открой глаза - иду я!
Открой глаза - иду я!
Внимательней - иду я!
Открой глаза - иду я.
Не попадись.

Внось кричу твое я имя
И ищу лицо твое.
Скоро я тебя поймаю -
Обязательство мое.

По углам, по углам - все должны спрятаться!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все должны спрятаться.

По углам, по углам - все должны спрятаться.

Открой глаза - иду я...






Категории: Переводы, Стихи
Прoкoммeнтировaть
"А знаете время летних закатов... Штeйн 20:40:02
"А знаете время летних закатов, когда облака розовеют, когда не можешь расстаться с сегодняшним прекрасным днём и отпустить, не желаешь возвращаться с улицы домой, хотя вот уже десятый или одиннадцатый час? Вечером, когда солнце больше не жжёт, но так тепло на улице и на душе, сам воздух, само пространство будто вода - мягкое и плотное. Так много народу: люди самые разные, и все они такие прекрасные. Шум машин, скрежет шин об асфальт и об камни, отчётливый запах пыли и тепла или, напротив, дождя. Все окна открыты, из всех окон чужие разговоры, шум тарелок, музыка и телевизор, из чужих окон - чужая жизнь, такая тёплая, уютная, желанная, но будто бы незнакомая. Через чужие окна - люди, люстры, шторы и цветы, через чужие окна - телевизоры, холодильники, шкафы, через чужие окна - чужие жизни, такие уникальные, такие новые, такие интересные. Дети на детских площадках, подростки по три человека, много-много собак, громкие разговоры милых добрых старых людей. В парке, среди деревьев, огорожена площадка, где разновозрастная ребятня гоняет мяч и кричит, и эти звуки ударов мяча об сетку, об ноги, шарканье подошвы об землю и пыль - всё это часть лета."
https://vk.com/yane­shdraw

Категории: Помнить, Взято
комментировать 3 комментария | Прoкoммeнтировaть
воскресенье, 11 февраля 2018 г.
И снова я прикасаюсь к великому, как говорил наш учитель по химии... Штeйн 20:04:02
И снова я прикасаюсь к великому, как говорил наш учитель по химии, фотограф, философ (в основном на тему борща и котлет), а также просто хороший человек, ведь хорошего человека должно быть много. А его было очень много во всех смыслах этого слова. Что я ощущаю? Хочется ли мне какой-то похвалы за то, что я делаю? Каких-то школьных рамок, в которых я теперь мог бы блеснуть познаниями и настоящим стремлением к обучению? Жалею ли я, что приходится наверстывать многое? Одно я чувствую точно - извилины шевелятся, тяжело и неохотно, но с каждым разом они становятся все поворотливее. И это радует

Категории: Записки
Прoкoммeнтировaть
среда, 7 февраля 2018 г.
Ночь и День Штeйн 18:51:47
Ни туда, ни сюда -
Снова гасит закат
Темнота. темнота.
Рыжий комнатный ряд.

Тишина разлилась -
Задрожала стена.
Голубым набралась
И медовым сполна.

Только робкая тень
Пронесется вперед.
И прожорливый день
Ее утром сметет.

Снова в бой, снова ввысь,
Пламя только растет -
Словно рок, будто рысь
Мироздание рвет.


Категории: Стихи
комментировать 2 комментария | Прoкoммeнтировaть
понедельник, 5 февраля 2018 г.
Продуктивное взаимопонимание Штeйн 16:47:18
Не только ты взаимодействуешь с миром. Мир чутко реагирует на каждое твое действие цепной реакцией, многократно усиленной. Мир очень разнообразен и вариативен, он ежесекундно перетекает из одного состояния в другое. Таким образом, мы можем попадать в западню его вариантов и не знать, как быть в той или иной ситуации.
Мы не знаем, что таит от нас завтрашний день. Мы и сами порой с трудом можем бороться, не говоря уже о помощи другому. Где справедливость? Где равенство? Почему одним все, а другим ничего? Как можно объединяться и делиться, если каждый тянет одеяло на себя?
И при этом, даже такие разные, все мы взаимосвязаны общей болью и общими стремлениями. Желанием сделать мир хоть в чем-то лучше. Защитить что-то дорогое для нас.
Объединившись, можно добиться гораздо большего. Мотивировать других взаимопомощью и поддержкой. Каждый может внести свой вклад на пользу для множества других. Конкретно ты можешь напрямую менять ход событий и спасать.
Протянуть руку ближнему, не требуя равноценных действий в ответ – это сила. Бескорыстно совершить добрый поступок. Помочь не менее тебя страдающему от ряда проблем и боли. Если человек нуждается в твоей помощи и хочет принести пользу миру, это можно подкрепить. Так ты будешь для него хорошим учителем.
Таким образом, формируется пример для ближних. Позитивный пример, пример твоего опыта. Чем больше людей пойдут за нами с такими мыслями, тем больше по-настоящему ценного мы сможем создать и достичь.
Мы ищем наиболее похожих на нас, чтобы легче взаимодействовать друг с другом. Раса, пол, возраст и другие факторы сильно на нас влияют. Однако между правильно мотивированным людьми способна возникнуть сильная связь взаимопонимания. Понимания без множества ограничений.
Взгляды могут разниться, у каждого своя картина мира. И все же мы можем создать единую систему того, как стать ближе, обрести понимание. Как это сделать? Да просто стать более терпимыми и снисходительными к тем, кто действительно мог бы и хотел измениться.
Во многом люди ведут себя грубо и несправедливо совсем не от хорошей жизни. Тебе, мне, нам всем может быть очень плохо в отдельные моменты. А в другие моменты каждый из нас способен спасти кому-то жизнь и бороться вместе с болью едва ли не мирового масштаба. Важно помнить об этом.
И когда человек поймет, что в сотню раз приятнее делиться, расти и преумножать вместе. Что общность, доверие и единство – это настоящая сила. Тогда начнется время куда большей сплоченности, искренности и взаимопомощи.

Мы все ежесекундно меняем мир. Как и в какую сторону – зависит только от нас.



Категории: Записки, ПСИХология, Помнить
Прoкoммeнтировaть
Карта звезд Штeйн 16:46:06
Планеты вращаются вокруг тебя. Только вокруг тебя. Целые миры и галактики, прародители людей - звезды и черные дыры призваны утирать наши слезы, вгонять в уныние, выдавливать последних вздох из легких и открывать второе дыхание. Посмотри, гравитация снова прибивает тебя к земле, складывая за спиной крылья мечты, ребячества и надежд. И как ты взлетаешь вверх, в космос, вдохновленный очередным образом, распаленный мелодиями своего сердца о жизни. В иные моменты она кажется столько печальной, сжимающей грудь клешнями и невыносимой. Как же человек зависим от мимолетных эмоций. Зависим от точки зрения – необъятной, как космос, или обращенной на мелочь, что похожа на структуру атома. Как он путается в галактиках своих стремлений.
Не хочу снова метаться из крайности в крайность, не хочу барахтаться в заблуждениях. И все же невозможно абстрагироваться от всего, будучи живым. Да и нужно ли это? Да, я слишком много потратил времени на выработку своей карты. Эта карта, что теперь будет звездной. Огромный мир на карте. Он все равно идет к совершенству вместе со мной, я буду дописывать его, указывать отправные и конечные точки. Раскрашивать. Бесконечно. Но что такое бесконечность? Все или ничего? Если это ничего, как она может быть всем? Карта бесконечного мира. Или не совсем бесконечного, но постоянно меняющегося и от этого с таким трудом познаваемого.
Динамика, перекосы, постоянное движение. Нельзя оставаться человеком, застывшим на горизонте событий. Потому что черная дыра, в которую тебя засасывает, пока другие видят то, как ты стоишь на ее краю, засасывать не перестанет. Время вовсе не остановится, и, если ты можешь барахтаться, барахтайся, но не попадайся на горизонт. Не застывай иллюзорной статуей. Как только это произойдет, ты погибнешь, растягиваясь и сжимаясь, угасая и разрываясь гравитацией. Пространством-време­нем.




Категории: Записки, Помнить
Прoкoммeнтировaть
Некоторый сон Штeйн 16:40:58
...Эти полугипсовые люди в разрушенных цементных комнатах, изъеденных желтизной и старостью. Мне рассказывали о чем-то настолько сюрреалистичном, что это западает в разум и начинает его практически поедать, если не обращать на это внимание. Прямо как плоть тех несчастных людей, которых там запирали. Или тех любопытных дурачков. Мертвый колизей заточал их, проникая под кожу и уродуя, превращая в безвольные статуэтки. Расщелины в стенах до потолка, сквозь которые без труда проходил пожиратель, бесконечные комнаты с другими почти мертвецами - они должны были выбраться, но не смогли найти спасение.
Раз за разом в них оставалось все меньше человеческого. Кожа и мышцы твердели, покрываясь белесым налетом изнутри. Наполовину люди, наполовину еда, которой отрывали куски гипса и еще не затвердевшего мяса с костями. Отрывали, чтобы оставаться более живыми. Мягкий гипс - быть может, поедателя замуровали еще во времена создания этого здания. Поэтому он и превратился в монстра - каплевидного, с размытым, будто изъеденным лицом яйцеголового уродца. Может быть, когда-то он был обычным ребенком, который нечаянно попал в это место.


Категории: Записки, Помнить
Прoкoммeнтировaть
воскресенье, 4 февраля 2018 г.
2. Путь Штeйн 18:28:56
Когда представляется путь и дорога, видится порой нечто странное: пыльная тропа, рассчитанная в ширину человека на три, идущих не слишком вальяжно; справа и слева густо растет невысокая, но то густая и сочно-зеленая, молодая, совсем матовая травка. С иных ракурсов она будто темнеет и на глазах отрастает сильнее. Далее видеется небольшая деревянная избушка с одним окном. Чем ближе ты к ней, тем больше сгущаются сумерки, тем желтее одинокое окошко. И когда ты заходишь, вокруг резко темнеет, и хочется забиться в эту тесноту помещения, дышать все глубже густой, влажно-теплой от собственного дыхания чернотой; изредка хватать пустоту в попытке ощупать, не становится ли все вокруг плотнее, не сжимаются ли стены, потолок и дощатый пол; дышать, выдыхая ртом все болен шумно и сбивчато спазмирующей от раздражения диафрагмой. Здесь будто немного пыльно и затхло. И ты столько прошел, чтобы снова забиться в угол, как перепуганная серая мышь. Остается лишь поглощать своими порами и клетками время; редко выползая, питаться событиями, наблюдая виновато-расстерянн­о из укрытия ближайших темно-зеленых кустов. Гордость, самомнение, самолюбие вопят дружным хором о ничтожности этого положения. Но не ясно, возможно ли это все-таки изменить и исправить после стольких попыток, да и является ли это настоящим отклонением? Улыбаться в правильный момент, когда лишь заметят твое присутствие, выжимать все это более естественно и непринужденно. Еще более старательно. Скука накатывает мутью в глазах и поднимающейся зевотой - еще не рвотой. Смешные секунды упорно продлевают жизнь задыхающемуся разговору и самому существованию. Погладил по головке - спинной мозг снова не высох.

Категории: Записки, 01
Прoкoммeнтировaть
1. Лишний Штeйн 18:28:24
Энергия дрожит, брызжет, кружится, рассыпается на блестящие искорки золотистой пыли - словно крошечные фейерверки. Слова неловко подбиваются копятся и выливаются сладковато-безвкусн­ой, беззвучной и прохладно-пряной рекой. Кости и ребра стискиваются, сжимаются слегка ноюще; в груди и желудке скручивается волнение, сминаясь и немного обжигая. Толкается, жмется, рвется что-то. Противные, лысые, кожистые складки потаенных страхов холодком отзываются в голове и отпечатываются в солнечном сплетении. Ревность, высокомерие, зависть плещутся и клокочут, сбрасывая кожу и оседая в груди колкой, скребущей резью. Выпадение из реальности, из общества, из картины мира. Становление, определение, но прозрачный куб, стеклянный куб - он всегда окружает и отделяет. Потные ладони прижимаются к стеклу глуховато-звонким хлопком. Оставляют влажные и мутные следы. Дыхание вырывается с паром белесым облаком. Пальцы рассекают этот мокрый налет, рисуют плавные линии, а потом с новой силой бьют в стену; на плотно прижатых руках легко заметить глубокие линии, шрамики и морщины поменьше, но никто не станет присматриваться и даже близко подходить дольше, чем на несколько бесконечно сложных минут. Какие-то далекие, призрачно-мягкие, приторно-мягкие звуки голоса и слов вгоняют в болезненное уныние. Слишком знакомое замешательство, знакомые страхи перед искренностью и непониманием этого явления. Что значит быть собой и испытывать настоящие эмоции? А что значит не являться постоянно выпадающим пазлом из картины?

Категории: Записки, 01
Прoкoммeнтировaть
пятница, 2 февраля 2018 г.
Желание Штeйн 20:48:01
...Я бы научил людей обращаться с собой и с другими. Почему, черт возьми, этому никогда и нигде не учат? Учат, как работать с ПК, заставляют учить формулы косинусов и производных, которые в жизни пригодятся процентам десяти от силы, но не учат, что делать с собой и другим человеком. Мы - ключевые мировые подсистемы, уникальные наблюдатели вселенной. И часто настолько неисправные и расстроенные, что жалко смотреть. Как в зеркало, так и на ближнего. Если ты не можешь управиться с собой, о чем вообще говорить? Будет ли такая жизнь продуктивной, полной интересных для тебя и счастливых моментов? Будет ли человек лишь сильнее от трудностей или те однажды с легкостью сломят его, и он станет пациентом дурдома? Все зависит, опять же, от воспитания и установок-сценариев­, заложенных детством, в огромной степени. Но почему нельзя преподавать дисциплины, помогающие воспитывать детей, себя, других людей и помогать им? Я не понимаю этого, вот честно. Но очень хотел бы хоть что-то с этим сделать. Изменить ситуацию к лучшему.



Категории: Записки, Помнить, ПСИХология
комментировать 4 комментария | Прoкoммeнтировaть
среда, 31 января 2018 г.
NickODianaO Штeйн 18:29:02
NickODianaO
Прoкoммeнтировaть
суббота, 20 января 2018 г.
Твое отношение к миру в целом? Твое... Штeйн 11:50:43
Твое отношение к миру в целом?
Твое отношение к окружению в целом?
Твое отношение к себе в целом?
Каковы твои мечты?
Каковы твои основные цели?
Кем ты хочешь работать?
Каковы твои интересы и хобби?
Каковы твои надежды, чего ты хочешь?

Категории: Вопросы
комментировать 1 комментарий | Прoкoммeнтировaть
вторник, 16 января 2018 г.
А тут о хомяке по имени Щеки Штeйн 15:10:26
А тут о хомяке по имени Щеки

Категории: Записки, Помнить, Хомяк
Прoкoммeнтировaть
понедельник, 15 января 2018 г.
Здесь должна быть запись о сфинксе по имени Кости Штeйн 19:07:02
Здесь должна быть запись о сфинксе по имени Кости

Категории: Записки, Помнить, Сфинкс
Прoкoммeнтировaть
О стерилизации Йоль Штeйн 19:06:35
Ничего не предвещало беды. Отвели ее, в клинике прооперировали. Врач была очень экстравертная, сделала с ней селфи, вела себя непринужденно и шутила. Лет 20 девушка. Это вызвало легкие подозрения, но мы доверились. Кошку, с трудом подготовив уколами к операции, вырубили и отнесли в другой кабинет. Пока мы ждали, пришла еще одна девушка с кошечкой. Белой, с черепаховыми редкими пятнами. Девушка была астеничного и хрупкого склада, с бледной кожей, светло-русыми и не очень густыми волосами, стянутыми в хвост сзади. У нее был маленький подбородок и большой нос с горбинкой. Мы немного пообщались, спросили, что у нее с кошкой. Она была вежлива, смеялась над нашими шутками и немного шутила сама. Ее кошка, как и наша, успела побегать по помещению и попытаться спрятаться под приемным столом.
Далее вынесли Йоль, все еще пребывающую под наркозом. Нам дали нам все рекомендации, надели ей тряпичный бондаж. На обратном пути она начала отходить от наркоза. У нее начались, видимо, галлюцинации, потому что вдруг она рванула так, что сломала переноску и вырвалась. Мы ее не могли обратно засунуть. Прямо в магазине, где мы хотели купить ей влажный корм. В общем, она упала на пол, испражнилась, я ее попытался поймать - она мне прокусила до крови пальцы и расцарапала до крови руки обрезанными и тупыми по идее когтями. Она рвалась так сильно, что я ее с огромным трудом схватил курткой и навалился телом. Так прошло несколько секунд. Потом мы засунули ее в переноску и, очень крепко держа руками крышку, повезли. Чтобы у нее все было хорошо, ей перевязали шрам на животе. Когда мы привезли ее домой, она выпрыгнула из переноски и стала рваться, как бешеная, выбираясь из повязки. Она подпрыгивала на половину человеческого роста и, резко замирая, падала на пол. Потом все же выбралась всего за пару секунд и стала пытаться убежать. Я вновь попытался ее поймать, но она продолжала очень сильно кусаться. И я, брызгая кровью из пальцев по полу, схватил покрывало и стал пытаться ее накрыть. Она безумно сильно рвалась, кучу раз выбиралась и пару раз снова испражнилась. В конечном итоге мы замотали ее в два одеяла и держали несколько часов в ванной, пока она не пришла в себя.

Категории: Записки, Помнить, Стерилизация
Прoкoммeнтировaть
Боже мой, наконец-то я здесь... Штeйн 18:22:18
Боже мой, наконец-то я здесь. Теперь можно продолжать писать заунывные и странные тексты. Многое не записывал, и память будто несколько стирает все

Категории: Записки
комментировать 37 комментариев | Прoкoммeнтировaть
четверг, 21 декабря 2017 г.
Репетиция смерти Штeйн 13:07:52
Очищаю голову и тело от чувств.
Закрываю глаза.
Не чувствую ничего - всего на мгновения.
И уже понимаю банальную истину.
Смерть - это совсем не страшно.
Это никак.

Категории: Смерть, Записки, Помнить
комментировать 2 комментария | Прoкoммeнтировaть
Взято: в попытках поймать вдохновение Штeйн 13:02:54
­Ишта Рьянда 3 июня 2017 г. 21:03:42 написала в своём дневнике ­GNOTHI SEAUTON.
Хочешь солнца - стань солнцем,
хочешь моря - стань морем,
пульс могучего сердца
по вселенским просторам
Раскрывая объятья,
расширяя границы
ты пройдёшь лёгкой рябью
средь колосьев пшеницы
Ты пройдёшь мягкой тенью
между крыльями птицы,
потайным сновиденьем
в статуй мраморных лицах
Если хочешь - стань громом
или яркой зарницей...
Трудно быть лишь драконом
у своей же темницы.
Источник: http://prometeya.be­on.ru/44237-224-v-po­pytkah-poimat-vdohno­venie.zhtml

Категории: Взято, Стихи
Прoкoммeнтировaть
понедельник, 18 декабря 2017 г.
Запомнить все. Вспомнить все... Штeйн 19:23:25
Запомнить все. Вспомнить все. Использовать свой мозг как подобает, развивать его, а не бояться зацепиться за лишнюю якобы деталь. Разгружать разум, когда потребуется, тишиной. Жить страстно, а не влачиться в гору

Категории: Записки, Помнить
Прoкoммeнтировaть
пятница, 15 декабря 2017 г.
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ С.209 - о мент. мод. - Что мешает переменам??? Система: - Поведение зависит от Штeйн 11:43:39
Подробнее…СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ

С.209 - о мент. мод.

- Что мешает переменам???

Система:
- Поведение зависит от связей между элементами.
- Изменяется, если что-либо убрать или добавить. Разделив систему надвое, вы получите не две меньшие системы, а поврежденную и, вероятнее всего, нефункционирующую систему.
-Компоновка и взаимное расположение частей имеет решающее значение.
-Части взаимосвязаны и работают вместе.
-Поведение зависит от структуры. При изменении структуры меняется поведение.

-Создаваемые человеком системы имеют пределы роста.
При прочих равных условиях в какой-то момент одна из них становится слишком громоздкой, плохо управляемой и склонной к поломкам.
- Когда системы разрастаются, имеет смысл дробить их на более мелкие и создавать промежуточные уровни управления и контроля.
В бизнесе, например, команда из шести человек может успешно работать, но 600 человек ничего не смогут сделать, если их не разбить на группы. В природе также есть верхняя граница жизнеспособности.

!!! Эмерджентные, или возникающие, свойства - свойства систем, отличающиеся от свойств составляющих их частей.

-Первый урок - с какого рода сложностью мы имеем дело в данной системе — с детальной или с динамической (с мозаикой или с шахматами).

!!! Работа системы определяется отношениями между элементами, поэтому любой, самый малый элемент может изменить поведение целого.

- Отсюда следует любопытное правило: чем больше у вас связей, тем больше возможное влияние. Расширяя связи, вы его умножаете. Исследования показывают, что удачливые менеджеры отдают поддержанию и расширению связей вчетверо больше времени, чем их менее успешные коллеги.

- Сложные системы пронизаны множеством связей, а потому, как правило, отличаются большой стабильностью.

- Изменения компонента системы непременно затронут и другие. Так что те будут сопротивляться переменам, потому что иначе им тоже придется измениться, и надо учитывать и это.

- Система действует как мощная эластичная сеть — когда перетягивают какой-нибудь узел на новое место, он остается там лишь до тех пор, пока его удерживают.

- Сила сопротивления системы появляется из-за работы по-старому других элементов, что связанны с частью, где происходят изменения.
Попытка изменить эту часть тянет за собой изменение остальных частей. Так происходит цепная реакция изменений всех элементов, которая требует контроля.

- Многие из систем хотя и сложны, но поразительно устойчивы (стабильны) и, таким образом, противятся переменам.

- Общая стабильность очень важна, но за нее, разумеется, приходится платить дорогой ценой — сопротивлением к переменам. Семьи бывают несчастливы, но не распадаются. Новые методы ведения бизнеса обычно внедряются со скрипом, потому что люди предпочитают работать по-старому.

- Собираясь изменить любую сложную систему — бизнес, семью или собственный образ жизни, — готовьтесь к противодействию. Где стабильность, там и сопротивление переменам, они как две стороны медали.

- Сам момент действительного изменения или разрушения, быстр и, как правило, радикален. Хороший пример — Берлинская стена.

- Когда в системе нарастает давление в пользу перемен, она может внезапно лопнуть, как воздушный шарик. Есть порог, за которым система неожиданно изменяется или рушится.
Если существует сильное давление, достаточно какой-нибудь мелочи, незаметной трещины в плотине, чтобы она рухнула под давлением накопившейся воды.

- Если при этом найти подходящее сочетание действий, она способна неожиданно измениться.

- Это - принцип рычага, способный изменить систему.
Удалив небольшое звено (найдя мотив) где-то в другом месте, можно высвободить интересующий вас элемент, как если бы вы развязали нужный узел и запутанном клубке ниток.
Необходимо знать, как устроена система, чтобы найти этот узелок.

- Поведение системы устойчиво тогда, когда оно предсказуемо в диапазоне возможных состояний системы. Например, руль плавно идет и при 10км/ч, и при 70 - это диапазон предсказуемости его поведения.
Два отличных работника могут оказаться совершенно неспособными работать вместе - сложность выявить предсказуемость (характер связей).

- Если система может отказать при самых обычных внешних обстоятельствах, она способна столь же легко измениться в желательном для вас направлении.

- Стоит правильно определить ее ключевые связи, и изменение может произойти поразительно легко. Для этого нужны не героические усилия, а знание того, где находится оптимальная точка приложения рычага.

!!! Для этого спрашивают - что препятствует изменениям?
Приглядитесь к связям, которые не дают сдвинуть тот узел, который вы хотели бы переместить. Обрубите их или ослабьте, и все изменится само собой. Это — главный принцип системного мышления.

- Некоторые части системы важнее других, потому что они в большей степени определяют ее поведение.
Как правило, чем большей степенью контроля над системой обладает та часть, которую вы изменяете, тем глубже и масштабнее будут последствия.

-Вот еще один принцип системного мышления:
Будьте готовы к побочным эффектам позитивным или негативным.
Но когда вы поймете систему, то сможете это предвидеть и планировать, делая их менее негативными или даже позитивными.

- Важнейшей точкой приложения рычага служат убеждения людей, образующих систему. Убеждения и поддерживают ее такой.
Найти причину (мотив) и повлиять на нее.

- Петли обратной связи — сущность систем.

- Системное мышление идет не линейно, по прямой, оно происходит циклами, петлями, контурами.

- Типы обратной связи:
Усиливающая обратная связь — когда изменение состояния системы служит сигналом к усилению первоначального изменения. Иными словами, система обеспечивает большее изменение в том же направлении.
Уравновешивающая (балансирующая) обратная связь — когда изменение состояния системы служит сигналом к началу движения в противоположном направлении, чтобы восстановить утраченное равновесие.
Итак, необходим механизм измерения, иначе система не будет знать о разнице между ее действительным и желаемым состояниями. Осуществляемые системой измерения должны быть достаточно точными, чтобы не возник риск запуска никому не нужных механизмов обратной связи.
Точность намерения, повторим, должна соответствовать задачам системы и цели.
Осмысленное общение всегда предполагает наличие некоторой цели, даже если мы не отдаем себе в этом отчета, иначе наши действия были бы хаотичными.
В долгосрочной перспективе огонь поддерживает жизнеспособность степей. Похоже, что, пройдя через испытания, экосистемы становятся сильнее.
Упреждающая обратная связь - предвиденье возможного будущего и действия, соответствующие представлениям, влияют на будущее.
Предвидение еще не произошедшего события становится причиной того, что в противном случае не произошло бы. Таким образом, будущее влияет на настоящее.
Наши успехи, страхи и представления о будущем помогают нам создавать его таким, каким мы предвидим его. Так что лучший способ обеспечить себе утомительный и неудачный день — это заранее «знать», что он таким будет.

!!!Важный аспект усвоения опыта — вопрос о том, где и когда проявляется обратная связь.
Когда мы не учитываем задержку во времени, то слишком рано оцениваем успех нашей стратегии — задолго до того, как проявятся все последствия.

- Мы можем чему-то научиться при условии, что способны установить недвусмысленную связь между причиной и следствием.

- Скорость системы определяется самым медленным звеном.

- Время, необходимое для того, чтобы сигнал обратной связи прошел по всем звеньям системы и вернулся, это «память» системы.
Когда причину и следствие разделяет задержка во времени и даже кажется, что и следствия-то никакого нет, эффект, к нашему изумлению, может неожиданно проявиться. И длиться он будет столько же, сколько и сама причина.

- Прежде всего можно сделать более надежным измерение, чтобы сигнал обратной связи приходил без задержки. Если это решение недоступно, привыкайте учитывать разницу во времени и старайтесь оказаться там, где нужно, к тому моменту, когда изменение успеет пройти через все звенья системы.
Чуть-чуть поверните кран и подождите, когда температура воды изменится. Возможно, вначале будет нелегко действовать с такой осмотрительностью. Но самое важное, когда вы разберетесь в том, как происходит процесс, у вас появится возможность изменить ситуацию в желательном направлении.

- То, что мы делаем сейчас, скажется на нашей будущей жизни, когда проявятся последствия. Не зная об истинных причинах проблем, мы ищем их где угодно, тогда как они появились в результате наших прошлых действий. Своими сегодняшними поступками мы формируем облик будущего.

Система — это сущность, которая поддерживает свое существование и способность к функционированию благодаря взаимодействию своих частей. Поведение различных систем зависит от того, как связаны между собой их части, а не от самих частей. Поэтому можно, опираясь на одни и те же принципы, понять поведение многих систем.
Системы являются частью более крупных систем и, в свою очередь. образуются меньшими подсистемами.
Свойства систем — это свойства целого. Ни одна из частей ими не обладает. Чем сложнее система, тем более непредсказуемы характеристики системы в целом. Эти свойства систем известны как эмерджентные, или возникающие, свойства — они «возникают», когда система работает.
Разделение целого на части - это анализ. С помощью анализа мы приобретаем знания. Соединение частей в целое — это синтез. С помощью синтеза мы приобретаем понимание. Когда вы разнимаете систему на части и анализируете ее, она теряет свои свойства. Чтобы понять системы, нужно наблюдать за ними в действии.
Каждая часть системы может влиять на систему в целом.
При изменении одного элемента системы всегда возникают побочные эффекты.
Системы противятся изменениям, потому что их части взаимосвязаны. Но их изменения могут быть внезапными, очень быстрыми и эффективными. Если понять систему, то можно найти ее уязвимые места. Небольшое воздействие на них может стать причиной значительных изменений. Это - принцип рычага.
Системное мышление идет не линейно, по прямой, оно имеет дело с циклами, петлями, контурами. Связи между частями системы формируют петли обратной связи. Это происходит, когда система возвращает
часть выхода или информацию о результатах данного этапа на свой вход для того, чтобы оказать влияние на следующий шаг.

!!! Качество решений определяется процессом, который используется для их принятия.

- Мы сами представляем собой непременный элемент всех своих проблем и, как сказал Эйнштейн, не в состоянии решить проблему, оставаясь на том же уровне мышления, который ее породил.

- Ментальные модели (убеждения) направляют все наши действия. Они - источник стабильности, то, на что можно рассчитывать. Нам нужна усиливающая обратная связь, которая бы их подтверждала и подкрепляла. Порой мы хотим найти ее настолько сильно, что бываем рады даже несчастью, лишь бы оно подтвердило наши убеждения — «я же давно предупреждал».
Таким образом, наши ментальные модели придают смысл событиям. Через них мы истолковываем свой опыт.

- Глубоко укоренившиеся в нас ментальные модели определенным образом организуют наше восприятие мира. Мы используем их, чтобы проводить различия и выбирать, что имеет для нас значение, а что — нет.
И можем принять свои представления за реальность, спутать карту с той территорией, которая на ней изображена.
Наши глаза работают не так, как фотоаппарат, объективно фиксирующий мир. Они действуют совместно с мозгом, который определенным образом истолковывает видимый мир. Поэтому то, что, как нам кажется, мы видим, — это отчасти реальность, отчасти — порождение нашего способа видеть. Ментальные модели сходным образом формируют то, что мы видим.

!!! Фильтры восприятия:

- ВЫЧЕРКИВАНИЕ
Наше внимание действует избирательно. В каждый миг бодрствования мы воспринимаем мир при помощи чувств, и у нас нет возможности замечать всю потенциально доступную информацию и реагировать на нее. Поэтому мы отбираем и фильтруем ее в соответствии с настроением, интересами, озабоченностью и бдительностью.
Всегда есть и другая информация, но, поскольку она для нас неважна, с чисто практической точки зрения ее как бы и нет.

- КОНСТРУИРОВАНИЕ
Конструирование — это зеркальное отображение вычеркивания: мы видим то, чего нет. Видеть — значит верить.
Мы компенсируем разрывы и непонимание, чтобы мир наполнился смыслом и был бы в наших глазах таким, каким нам хочется его видеть.
С легкостью мы находим правдоподобные объяснения и потом принимаем их за реальность. При взгляде в прошлое все выглядит разумно. И мы пытаемся увязать возможную причину с вероятным следствием, соединяя концы с концами в истории, которую хотим воспринимать как истинную.

ИСКАЖЕНИЕ
Искажение — это то, как мы изменяем испытанное нами на практике, преувеличивая одни его детали и преуменьшая другие. Оно может стать основой как творчества, так и паранойи.
Искажая события, мы придаем больший вес каким-то аспектам нашего опыта. В этом нет ничего плохого, но можно сбиться с пути. слишиком легко подтасовать приобретенный опыт таким образом, чтобы он подтверждал то, что нам выгодно.


ОБОБЩЕНИЕ
Используя обобщение, мы создаем наши ментальные модели на основании единичного опыта, в котором хотим видеть типичное пиление. Например, ребенок видит, как его родители относятся друг к другу и приходит к выводу, что именно таковы отношения между мужчинами и женщинами.
Обобщение играет ключевую роль в процессе обучения и применения наших знаний в различных ситуациях. Найдя в предмете что-либо уже знакомое, мы сразу понимаем, как с ним обращаться.
Опасность в том, что человек может взять нехарактерный пример, сделать на его основе обобщение и стать слепым и глухим ко всем свидетельствам обратного.

- С системной точки зрения нам нужно понять, каким образом принципы восприятия создают усиливающий и стабилизирующий механизмы обратной связи, не дающие распасться нашей системе убеждений. А потом мы сможем увидеть, в чем они сковывают нас и каким образом можно раскрепостить наше мышление.

Какие модели следует принять вместо нынешних.
Для этого есть три направления действий:
Задайте себе вопрос, каким образом вы собираете, накапливаете сигналы усиливающей обратной связи, которая укрепляет существующие убеждения, и каким образом уравновешивающая обратная связь между вашими ментальными моделями сохраняет всю систему в неизменном виде.
Определите свойства желательных для себя ментальных моделей — реалистичных и обеспечивающих наибольшую степень здоровья и благополучия вам и другим.
Создайте механизм уравновешивающей обратной связи, который будет основан на вашей цели построения реалистичных ментальных моделей, обеспечивающих наибольшую степень здоровья и благополучия. Тогда приобретаемый новый жизненный опыт будет укреплять и обновлять ваши ментальные модели,

Существуют три фактора, которые могут быть причиной ошибочною толкования собственного опыта, когда возникает усиливающая обратная связь, укрепляющая существующие ментальные модели"
- Регрессия.
- Пренебрежение фактором времени.
- Односторонняя трактовка событий.

РЕГРЕССИЯ
Регрессия — чем более экстремальным оказывается некоторое событие, тем вероятнее, что следующее будет близко к средней величине. За любым таким явлением с большой вероятностью должно следовать событие среднее, иначе со временем экстремальные значения станут нормой. Действует такая тенденция - тяготение событий к средним значениям.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ФАКТОРОМ ВРЕМЕНИ
Мы часто интерпретируем события как подтверждение наших теорий, без учета времени, разделяющего возможную причину и предполагаемое следствие. Иными словами, мы совершаем действие А и ждем, что случится событие В.
Намного безопаснее привязывать доказательства ко времени, иными словами, ждать подтверждений в течение определенного периода. Тогда результаты будут памятны и значимы в любом случае — подтвердят они вашу гипотезу или нет.

ОДНОСТОРОННЯЯ ТРАКТОВКА СОБЫТИЙ
(ВНЕ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ)
При отсутствии привязки ко времени мы можем заметить только события, подтверждающие наши убеждения, что создает усиливающую обратную связь. Это означает, что наш опыт избирателен: только один результат значим и заслуживает внимания.
Для объективной трактовки опыта необходимо фиксировать и помнить как положительные, так и отрицательные события.
Односторонняя трактовка событий и отсутствие привязки ко времени всегда создают усиливающую обратную связь для существующих убеждений. Если мы всякий раз будем ждать до тех пор, пока не произойдут события, подтверждающие нашу уверенность. уравновешивающая обратная связь не сработает, и у нас не будет появляться новая информация.
Примером ментальной модели, ориентирующей на избирательность и отсутствие привязки ко времени, служит такая житейская мудрость: «Человек не изменится, пока не будет внутренне к этому готов».
Односторонняя трактовка событий и привязка ко времени также могут обеспечивать подтверждение ментальных моделей.

Объективность трактовки событий и привязка ко времени обеспечивают наиболее ценную обратную связь для формирования наших ментальных моделей. Мы уделяем внимание всем возможностям в установленных временных рамках. Когда предсказанное событие происходит, можно с известным доверием воспринять результат как усиливающую обратную связь, если, разумеется, мы приняли во внимание действие закона регрессии.
Если предсказание не сбылось, это также имеет значение и служит уравновешивающей обратной связью, которая ставит под сомнение нашу ментальную модель.

Какие модели следует принять вместо нынешних.
Для этого есть три направления действий:
Задайте себе вопрос, каким образом вы собираете, накапливаете сигналы усиливающей обратной связи, которая укрепляет существующие убеждения, и каким образом уравновешивающая обратная связь между вашими ментальными моделями сохраняет всю систему в неизменном виде.
Определите свойства желательных для себя ментальных моделей — реалистичных и обеспечивающих наибольшую степень здоровья и благополучия вам и другим.
Создайте механизм уравновешивающей обратной связи, который будет основан на вашей цели построения реалистичных ментальных моделей, обеспечивающих наибольшую степень здоровья и благополучия. Тогда приобретаемый новый жизненный опыт будет укреплять и обновлять ваши ментальные модели,

-Самосбывающееся пророчество (предвидение подталкивает систему в направлении предсказанного состояния) возникает тогда, когда источником упреждающей уравновешивающей обратной связи служит односторонний, не опирающийся на установленные временные рамки опыт.

Для того чтобы быть полезной, обратная связь о событиях должна быть соотнесена с временными рамками.
Наиболее полезна такая обратная связь, в которой исключен эффект односторонней трактовки — избирательности в отборе информативных событий.

!!! Когда нам кажется, что опыт подтверждает нашу ментальную модель, надо задать ключевой вопрос: «Если бы результат оказался обратным, принял бы я его как подтверждение моей ментальной модели?» Если ответ утвердительный, то опыт не может быть использован для проверки адекватности наших идей.

- Опыт, опровергающий наши ментальные модели, может служить особо ценным источником уравновешивающей обратной связи, если его адекватно учитывать. Когда происходит нечто непредвиденное, не упускайте эту ценную возможность. Проявите любознательность. Чего не хватает, что мы не учли?

- Гармоничная семейная жизнь — результат отношений между всеми членами семьи. Здоровье человека зависит от слаженной работы всех органов. Действительно дружная команда в спорте и бизнесе достигает намного лучших результатов, чем группа разрозненных людей. Соответственно, коллектив, состоящий из очень талантливых индивидов, мало чего сможет достичь, если они не научатся работать вместе. Чтобы создать команду, недостаточно собрать всех лучших игроков или работников. Если они окажутся несовместимы, результаты будут чудовищны.
Получилось, что винить нужно систему. Поэтому, если вы ищете виноватого в ее пределах, то кончите тем, что сами им окажетесь, впрочем, как и все остальные, а причиной тому — петли обратных связей и причинно-следственных отношений. Никто не приходит на службу с намерением что-то испортить, но структура системы может не позволить сделать работу хорошо.

!!! Результаты зависят от структуры системы. Чтобы улучшить результаты, нужно изменить структуру системы.

!!! Гораздо лучше думать не о причинах, а об оказывающих влияние факторах. С позиций системного подхода взаимоотношения между элементами определяют, что служит причиной, а что — следствием. Эти взаимоотношения зависят от структуры системы.
В конечном итоге причины определяются структурой системы.

!!! Надо помнить, что при системном подходе объяснением служит не какая-то отдельная причина, а структура системы и отношения факторов внутри нее.

!!! Нужно отнестись особенно внимательно к ситуации, когда наблюдается повторяемость характера событий. Ищите объяснение именно в этом воспроизводящемся рисунке, образе — «паттерне» событий, а не в особых обстоятельствах для каждого такого случаи, тем более, если при этом вина за происходящее возлагается на внешние обстоятельства.
Паттерн — это ключ к пониманию скрытой от нас структуры системы.
Один случай - это просто событие.
Два — повод для повышенного внимания.
Три — это уже паттерн: он дает ключ к структуре системы.

- Открытые системы крайне чувствительны к начальным условиям. В один день мы отнесемся к утренней пробке на дороге спокойно, а на следующее утро точно такая же ситуация может привести нас в бешенство. Реакция будет зависеть от нашего утреннего настроения и порога восприятия.


ДВЕ СТОРОНЫ ХАОСА

-Представление о хаосе и чувствительности сложных систем к начальным условиям дает так называемый «эффект бабочки» — выражение, использованное метеорологом Эдвардом Лоренцем на лекции, прочитанной им в Массачусетском технологическом институте. Лекция называлась так: «Может ли трепетание крыльев бабочки в Бразилии стать причиной торнадо в Техасе?»

- Краткосрочные прогнозы погоды обычно достаточно
точны. Долгосрочные — значительно более рискованны.
Аналогичные силы проявляются в мелких, вроде бы случайных событиях, направляющих нашу жизнь.

- У теории хаоса есть и обратная, «светлая» сторона. Нужно знать, на что обращать внимание, и тогда за внешне случайными событиями можно увидеть некий скрытый порядок. Если взять простую систему и раз за разом подвергать ее одному и тому же простому воздействию, она может стать очень сложной. Хаос не случаен. Сколь бы глубоко мы ни заглянули в него, там можно найти сходную структуру связи событий, элементов, т.е. один и тот же паттерн.

!!! Структуры — паттерны, воспроизводящиеся на всех уровнях, называют фракталами.
— Мир опирается на панцирь гигантской черепахи.
—А почему черепаха никуда не проваливается?
— Там до самого дна сплошные черепахи.
Вот так и в теории хаоса — до самого дна сплошные фракталы!

- В Хаосе даже мелкие изменения создают запутанный клубок, но у всех систем есть повторяющаяся структура независимо от обстоятельств.

!!! Существуют две основные идеи, помогающие понять и ограничить сложность исследуемых систем.
- Прежде всего нужно установить разумные границы. Так что если нас интересуют только личные финансы, то, с одной стороны, можно исключить из рассмотрения молекулярную структуру монет и банкнот.
- А вот состояние здоровья, цели и планы на будущее могут иметь отношение к рассматриваемой нами системе. Мы сами устанавливаем границы. Чем глубже забросим сеть, тем выше будет уровень сложности рассматриваемой системы.

!!! Сложные системы тяготеют к тому или иному стабильному состоянию.
эти состояния называют точками притяжения, или аттракторами.
На уровне общества можно утверждать, что демократия обращается в аттрактор, как только общество достигает определенного уровня сложности. Другие типы политической организации оказываются недостаточно стабильными.

Что способствует сохранению нынешнего состояния?
Какие меры я хочу принять, чтобы сохранить существующие преимущества, но избавиться от недостатков?

Если мечтаете избавиться от привычки, нужно выяснить, что ее удерживает и что она вам дает. Сила привычек не в них самих, а в том, чего они позволяют нам достигать. Балансирующие петли сохраняют их для каких-то целей. Вы можете и не знать, для чего именно. Поэтому спросите себя:
Чему служит эта привычка, и чем это важно для меня?
Насколько это важно для меня сейчас?
Как я могу получать то же самое, но другим, более приемлемым для меня способом?


САМОПРИМЕНЕНИЕ И РЕКУРСИЯ

Что такое самоприменение и рекурсия?
- Самоприменение означает, что оценка некоторого признака, свойства относится и к самой этой оценке, например: «Не нужно смущаться того, что ты испытываешь смущение».
- Рекурсия основана на многократном использовании принципа самоприменения, что, подобно восходящей спирали, поднимает вас на все более высокий уровень понимания. Вы постоянно возвращаетесь к исходной точке, только на более высоком уровне.

Везде, где присутствует возможность самоприменения, использование линейной логики в рамках этой системы отсчета создает неразрешимый парадокс.
Систему отсчета путают с тем, что в ней помещается. Язык общения не может быть сведен к информационному смыслу высказываний. Например, каждому случалось наблюдать, как человек говорит «да», тогда как все его существо кричит «нет!». А шутливый тон, который так приятен в дружеской беседе, совершенно неприемлем в официальном контексте.

- Такого сорта коммуникационные парадоксы могут свести с ума, если вы не сумеете занять то, что называют метапозицией - выйти за рамки системы и посмотреть наблюдателей.

1. СОСТАВЬТЕ СПИСОК ТРУДНОСТЕЙ
Лучший способ избавиться от сковывающих ментальных моделей, не дающих вам решать проблемы, заключается в том, чтобы четко понять, чего вы хотите. Поставьте перед собой цель. Потом задайте основной системный вопрос:
«Что препятствует мне в достижении этой цели?» Каковы наиболее важные факторы, которые останавливают вас и мешают сделать то, что вы хотите?
Для простоты рассуждений предположим, что вы имеете дело с трудностями, созданными вашим образом мыслей, а не реальными обстоятельствами.
По поводу каждой трудности задайте вопрос: «В чем проявляется эта проблема?» — и запишите ответ. Потом спросите: «Что должно произойти, чтобы это перестало быть проблемой?»
Проявите особое внимание к тем ответам, которые указывают на отсутствие навыков или ресурсов у вас или у других. Возможно, это говорит о наличии ограничивающих ментальных моделей.

2. АНАЛИЗ ДИАЛОГА-МЫСЛЕЙ

Записать свои мысли по ходу диалога и проанализировать их

Нужно честно изложить свои трудности и спросить партнера, в чем заключаются его трудности и как он видит эту проблему.


3. ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К ЯЗЫКУ
Ограничивающие ментальные модели действуют как нормы поведения и обнаруживают себя в ключевых словах и выражениях. Прислушивайтесь к тому, что говорите и пишете, что говорят и пишут другие, и в особенности к своему внутреннему диалогу.
Прежде всего прислушивайтесь к суждениям. Суждения — это авторитетные высказывания относительно реальности второго порядка, о мире смыслов значений, а не физических фактов.
Все сказанное сказано кем-то. У всякого описания реальности непременно есть автор. Суждение может потерять с ним связь, и тогда создается впечатление, что это не просто мнение, а сама решимость. Если вы поймете это, то сможете сознательно решать, хотите ли вы действовать в соответствии с этим анонимным знанием. Возможно, в прошлом оно было уместным, но будет ли от него польза сегодня?
Прислушивайтесь к себе и окружающим, ставьте под сомнение всякое суждение. Действительно ли оно применимо в этом случае? С особенной подозрительностью относитесь ко всем высказываниям, которые начинаются со слов «очевидно», «несомненно» или им подобных

«Кто это сказал?»
«Ну и что? Что из этого следует?»
«Почему бы и нет?»

«Должен», «обязан», «следует», «необходимо» — все эти и подобные им слова указывают на проявления некоего правила, нормы, а это может оказаться ограничивающей ментальной моделью.
Попытайтесь оспорить, поставить под сомнение эти высказывания, задавая вопрос: «А что случится, если я этого не сделаю?»
Это полезный вопрос, потому что позволяет выявить предполагаемые последствия несоблюдения правила, нормы. Правило может быть вполне обоснованным, но всегда есть смысл поставить его под вопрос, пусть даже молча, про себя.

Другой способ обращения с повелительным наклонением заключается в том, чтобы про себя заменить его на сослагательное («могли бы») и прочувствовать разницу.
В результате «Я обязан урезать расходы» превратится в «Я мог бы сократить расходы». Принуждение ушло, и перед вами теперь выбор, а не нудная обязанность.

Ментальные модели
как точка приложения рычага

!!! Все, что вы видите и, следовательно, на что можете воздействовать в системе, зависит от того, что и как вы измеряете. Когда некий элемент остается неизмеренным, он незаметен, хотя продолжает влиять на систему.
Если результатом решения проблемы не стало изменение ментальных моделей, можно считать, что она решена не полностью.


СИСТЕМНЫЕ МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
1. Вы исходите из того, что на данный момент ваши ментальные модели лучшие из всего, что было вам доступно, но не прекращайте поиска более совершенных.
2. Вы имеете широкий круг интересов.
3. Не боитесь неопределенности.
4. Проявляете любознательность и уделяете особое внимание тому, что, похоже, противоречит вашим ментальным моделям.
5. Ищете причины событий в системе обратных связей, действующих в разные временные периоды.
6. Столкнувшись с проблемой, исследуете не только ситуацию, но и свои предположения о ней.
7. Обращаете внимание на взаимную связь факторов, добиваясь понимания того, как события согласуются друг с другом.
8. Ищете объяснения в виде системы циклов и контуров обратных связей, где которых результат - следствие одной из причин - в свою очередь становится причиной чего-то другого.

Объективная трактовка опыта проявляется в том, что запоминаются и интерпретируются все исходы. Эффективный способ совершено вования ментальных моделей предполагает объективную трактовку опыта и
прогнозирование временных рамок для ожидаемых событий.

В качестве причин в системах обычно рассматриваются взаимосвязи между влияющими факторами, а не отдельные события.

При взаимодействии со сложными системами, нужно:
- определить границы системы:
- искать аттракторы (стабильные состояния, к которым тяготеет система).
Чтобы изменить сложную систему, нужно:
—дестабилизировать прежнее, устойчивое, состояние (исходный аттрактор);
—создать новое устойчивое состояние (новый аттрактор).

Формальная логика непригодна, когда используются утверждения. предполагающие самоприменение. Для разрешения возникающих при этом логических парадоксов нужны системный подход или мета позиция. выводящая за рамки установленной системы отсчета.

Чем полнее мы осознаем последствия своих действий, тем насыщеннее и активнее живем. Это и есть самообучение — изменять себя с помощью обратной связи, активируемой нашими действиями.

Мы можем изучать что-то, рассказывающее нам о жизни, или учиться у самой жизни, и если первый тип обучения полезен и оказывает нам помощь в процессе жизни, то только второй пои воляет ее изменить.
В этой главе мы рассмотрим три взаимосвязанных вопроса:
Как изучать сложные системы и как в них учиться?
Как учиться с большей эффективностью?
Что мешает нашему обучению?

!!! Обучение — это процесс, оно означает действие и предполагает изменение. Приобретенный опыт меняет вас.
-Как вы узнаете о том, что научились чему-то? Вы больше знаете о мире и других людях и способны делать нечто такое, чего прежде не могли.

- Вы учитесь ради чего-то, так как существует разрыв между тем, что есть, и тем, что хотелось бы получить, поэтому предпринимаете действия для его устранения.

- Если продавец или менеджер хочет быть настоящим профессионалом, он должен помнить о своей цели и действовать по обстоятельствам.

-Итак, учиться — означает принимать решения и сообразовывать действия с результатами обратной связи. Мы не изолированы от внешнего мира, так что наши действия влияют и на него. Совершая следующий круг по петле обратной связи, мы уже в чем-то другие люди, действующие в несколько изменившемся мире.

- Чтобы не потерять равновесие и удержаться на ногах, нужно безостановочно продвигаться вперед. Это — динамическое равновесие. Мы при всем желании не можем пребывать в неподвижности.


ПЕРВЫЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ
- Простое обучение не затрагивает наших ментальных моделей. Мы принимаем решения и выбираем свои действия из определенного набора, представляющего собой часть наших ментальных моделей. Это не изменяет нашего видения мира. В большинстве случаев наше обучение — именно простое.
-Когда речь идет о более сложных навыках, обратная связь действует во времени. В результате обучение идет постепенно, в процессе повторения или тренировок. Опытному игроку не нужна обратная связь во времени: он и так действует уверенно и точно.
обратная связь здесь работает не только внутри каждого действия, но и в серии однотипных действий во времени. Именно такого рода обучение изменяет нас.
Обратная связь здесь работает не только внутри каждого действия, но и в серии однотипных действий во времени. Именно такого рода обучение изменяет нас.

- Однако со временем выработанные способы ведения дел могут закостенеть и стать барьером для новых подходов. Нет большей помехи будущим успехам, чем формализация процедур, которые были основой достижений в прошлом.

ВТОРОЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ
Порождающее обучение

-Есть и второй тип обучения, при котором наши ментальные модели начинают изменяться в контуре обратной связи. Он называется порождающим обучением, или обучением двойного цикла

- Рассматриваемый контур обратной связи может минимизировать расхождение между желаемым и фактическим состоянием (уравновешивать систему) только в том случае, если наша цель — рост знаний, постоянное совершенствование, если мы готовы ставить под сомнение свои идеи и убеждения.

- Менять ракурс своего восприяти

Для порождающего обучения основные вопросы таковы:
Каковы мои предположения относительно этого?
О чем еще я мог бы подумать в этом направлении?
Что еще это может значить?
Как еще это можно использовать?

Что нам мешает учиться?
Если обучение — это система, а данные обратной связи мы получаем все время, что же мешает нам учиться непрерывно?

НЕ УДАЛЯТЬ ЧАСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

-Мы не видим некоторых вещей, потому что концентрируемся на одной части контура обратной связи и игнорируем другую, как если бы в ходе футбольного матча видели игру лишь одной команды. Обратная связь — это круг, начальную точку которого выбираем мы сами, назначая, в соответствии с нашими ментальными моделями, чему быть причиной.

-Чрезвычайно важны и человеческие отношения между учителем и учеником. Каждый из нас когда-то учился у человека, которого уважал и любил. А самый легкий способ овладеть иностранным языком — завести роман с иностранкой.

- Трудно установить связь между причиной и следствием, если они сильно отстоят друг от друга во времени и пространстве. Так, бездумное производство дает промышленные отходы с неведомыми нам сейчас долговременными последствиями, а сами мы пожинаем плоды того, что натворили прежние поколения. Когда люди не в силах обнаружить проявления обратной связи, причиной может быть то, что реакция еще не завершила круг по системе. Так человек будет обучаться крайне медленно и с большим трудом, если будет хвататься за много дел сразу. Лучше обозначить круг наиболее важных дел и продвигаться дальше, отсеивая что-то далее или добавляя по мере необходимости.


Категории: Искусство системного мышления, Конспекты
Прoкoммeнтировaть
четверг, 14 декабря 2017 г.
Что же есть подлинная красота? Что легко и спокойно вдыхает течение... Штeйн 16:39:37
Что же есть подлинная красота? Что легко и спокойно вдыхает жизнь в онемевшие мысли, порождает тепло, растекающееся по телу; ноюще-приятно сжимает и щекочет в солнечном сплетении грудь?
Многих вдохновляет и восхищает мысль о боге, что поддерживает нас и любит откуда-то сверху; другие находят свой мир в науке, барахтаются в теориях и трепещут от новых открытий; третьи воспевают человеческий разум, посвящают ему оды надежд или страхов; четвертые корят его, обесценивая и живое, и неживое, и все их единство до болезненно-пугающей­ и жестокой бессмыслицы. Но только ли природа, ее красота и раскинувшееся равновесие, казалось, неиссякаемой жизни, либо же космос - выходящая за границы любого понимания огромная семья звезд, галактик и целых вселенных - только ли они поражают нас, переворачивая все в голове вверх дном?
Мы повсеместно наблюдаем эти всполохи сознания, немые диалоги растений и деревьев корнями и химическими реакциями. Мы видим, сколь сильна эта страсть настоящего мига. Способны ощущать необъяснимую стабильность, опору, сродни почве, раскинувшейся под ногами. И вместе с этим - обескураживающее, бесконтрольное безумство, что остается в следах мировых шагов. Но чего-то не хватает - самого важного. Той сути, что прорастает в тебя, становясь второй явью и неотъемлемой частью. Той едва уловимой сущности, что прячется в зеркале, в уголках и тенях каждого образа. И мы пытаемся проанализировать ее, понять, дробя на детальки и составляющие. Но порой забываем посмотреть с высоты, другим взглядом на подвижную картину в целом. Мы называем свои чувства лишь "глупыми гормонами", зацикливаемся на физике. Не думая о том, что наши глаза, наша память и слова когда-то знакомых людей и сейчас, и минуту спустя продиктуют нам, кто мы. И даже расскажут, как себя чувствовать. Что наши мысли нашептывают, как поступить, что пора отдохнуть - извращенное в данном смысле понятие - ослабляя переживаниями и намеренными стрессами. И как же тесно, почти любовно переплетаются наши тело и разум. Нам сложно это понять, но мы упорно ищем, упираясь в тупики своего восприятия, негативного прошлого. Обвиняем всех вокруг, утверждаясь в несправедливости, замечая одни свои стены и не видя очевидных преград на пути другого. Но слава этой ущербно-идеальной системе всего мироздания, если встретится на пути тот, кто станет нашей второй сущностью. Тот, кто обеспечит своим кислородом затухающий огонек последнего смысла. Тот, кто превратит во вздымающиеся в небо пожары желания, заставляя прислушаться к себе и тебе - настоящему. Но понимает или же учится, как уберечь и себя, и тебя от ожогов. Такой огонь не испепеляет, а согревает и освещает. Исцеляет изъеденные чувства и память постепенно, но верно, аккуратно и плавно.

Категории: Записки, Страсть
Прoкoммeнтировaть
среда, 13 декабря 2017 г.
Мне не хотелось говорить. Тогда я мыслил установками, цитатами и... Штeйн 16:50:05
Мне не хотелось говорить. Тогда я мыслил установками, цитатами и афоризмами; отгораживался стеной чужих слов от собственных мыслей и чувств. Иногда я страдал от безразличия к своим страданиям. Иногда ребенок брал верх, и я писал саркастичную черно-юморную чепуху. И все возвращалось обратно, постоянно гуляло по кругу, порой выплескиваясь в крохотные черные буквы из гудящей головы.
Недавно мне хотелось говорить. Много вещать о мыслях и чувствах. О слишком преждевременной и неполной "правде", которую все "так хотят знать", правде крайне субъективной.
Теперь я знаю, как и что говорить - в случае чего о своих затруднениях, спрашивать о затруднениях других и изучать сложившиеся факторы; делиться информацией и адекватно, с пониманием и внимательностью относиться к гневу других. Исправлять настоящие причины поломок, а не верить в самое первое, критично-правдоподо­бное объяснение. Сейчас мне не нужно слишком много говорить.

Категории: ПСИХология, Записки, Помнить
Прoкoммeнтировaть
понедельник, 11 декабря 2017 г.
Неврозу навязчивых состояний Штeйн 13:01:42
Позволь написать мне детали сном.
Позволь провести кистью грани стен.
Когда же ты выплывешь? Лишь потом.
Реальность больнее толкает в тень.

А может, все это - лишь детский страх
Сидит в зеркалах и углах миров.
Я ждал, пока тело ввернется в прах,
Став прахом своих же пугливых слов.

Завидев теперь на свету черты,
Вкусив остроты от былых утрат,
Приму эту данность свою. И ты
Окажешься вскоре у этих врат.

Когда посвящаешь стихи болезням

Категории: Стихи, ОКР
комментировать 6 комментариев | Прoкoммeнтировaть
 


"Дневник не психиатра"Перейти на страницу: « предыдущуюПредыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | следующуюСледующая »

читай на форуме:
)Music( CITy нужны работники и учас...
Продаю
Дизайн
пройди тесты:
Ghost Heart [LM.C] ( Part I)
Strify ich liebe dich. . .4
Психология лжи
читай в дневниках:

  Copyright © 2001—2018 BeOn
Авторами текстов, изображений и видео, размещённых на этой странице, являются пользователи сайта.
Задать вопрос.
Написать об ошибке.
Оставить предложения и комментарии.
Помощь в пополнении позитивок.
Сообщить о неприличных изображениях.
Информация для родителей.
Пишите нам на e-mail.
Разместить Рекламу.
If you would like to report an abuse of our service, such as a spam message, please contact us.
Если Вы хотите пожаловаться на содержимое этой страницы, пожалуйста, напишите нам.

↑вверх